Брак по-итальянски, или конфликты между клиентом и РАСсоры между рекламодателем и агентством происходят регулярно. И если рассмотреть причины их возникновения подробнее, то все они укладываются в несколько сценариев. Отношения "заказчик-рекламист" напоминают семейные: друг без друга не могут, но и договориться не в состоянии. Конфликты запутанны, многослойны и неоднозначны. А по сути, как всегда, виноваты оба. Где он, Джон Грей из "Рекламистов с Марса, заказчиков с Венеры", который все объяснит, примирит и научит жить вместе, по возможности получая от этого удовольствие? Что ж, в отсутствии такового попробуем сами вычленить закономерности конфликта "заказчик-агентство" и понять, что делать. Креативные конфликты Сценарий первый. "Пойди туда, не знаю куда…" Что делать. Чтобы не пить валокордин по выходу материала, первейшая задача заказчика - четко понимать, что он имеет на входе и что он хочет получить на выходе. Сценарий второй. "Розовый слон" Что делать. Говоря агентству о слоне, договоритесь о том, чем вам дорог именно ваш слон, и подробненько опишите его агентству. Сценарий третий. "Любой каприз за ваши деньги" Что делать. Нужно, конечно, верить в себя, но, тем не менее, стоит проверять свои убеждения на фокус-группах, где сидят наши конечные покупатели. Можно узнать много неожиданного. Сценарий четвертый. "Овсянка, сэр", или "Узок их круг, страшно далеки они от народа…" Вот еще пример: новый брендинг одной уважаемой телекоммуникационной компании. При чем здесь разноцветные яйца? Какой мгновенный отклик призваны они вызвать в душе простого потребителя? Я не поленилась и нашла-таки информацию о предполагаемом отклике. Так вот, чтобы понять, что имелось в виду, лучше закончить философский факультет МГУ. Что делать. Прежде чем одобрять креатив и пускать его в дело, сделайте reality check, sir. Сценарий пятый. "Сам дурак" Что делать. Заказчики, будьте бдительны: стремление агентства получить ваше мнение по всем вопросам может означать не только признание ваших высоких профессиональных достоинств, но и желание в случае чего свалить всю ответственность на вас. Сценарий шестой. "Расслабься и получай удовольствие" Что делать. В этой ситуации остается только расслабиться и получить удовольствие от адаптации. Только так, чтобы текст не жил отдельной от артикуляции актеров жизнью и screen не возникал бы в русском тексте как "крем". Медийные конфликты Не претендуя на полноту списка сценариев по креативу, хотела бы перейти к проблемам медийного размещения, где конфликты, может, и не так красочны, но очень дороги. В денежном выражении. У нас количество медийных носителей пока достаточно ограниченно, что, с одной стороны, облегчает нашу жизнь, а с другой - сильно ее усложняет. Количество ТВ-каналов ограниченно. Выбор глянцевой прессы невелик, и появление новых журналов осложняется российской географией. С интернетом тоже не все так просто - не у всех есть, не всех интересует, да и скорость соединения на большей части нашей родины пока оставляет желать лучшего (но перспективы радужны и очевидны). Появился новый вид рекламы - product placement. В смысле вообще, он появился довольно давно, но стал активно использоваться у нас совсем недавно. Только радио радует своим бурным развитием: рождаются и умирают радиостанции, притом в каждом городе свои. Короче, непрерывное броуновское движение, которое хоть и является свидетельством жизни, но затрудняет планирование своей хаотичностью. Именно в секторе медийного размещения заказчик очень зависим от агентства, а потому и более уязвим, если что-то не сработало. Он ждет от агентства профессионализма в планировании, трепетности в обращении с бюджетами, чудес общения с рекламными отделами телеканалов, радиостанций и прессы. А также невероятной ловкости в получении от этих самых отделов скидок и бонусов. Заказчик ожидает, что агентство всегда начеку, знает, что нового происходит на рынке, и следит, как с большим эффектом разместить деньги клиента. Это немного напоминает управление инвестиционными портфелями - вы (заказчик) отдаете свои кровные чужому дяде и, даже если ему доверяете и разбираетесь во вложениях, все равно зависите от того, что вам посоветует ваш инвестиционный менеджер и насколько он окажется прав. В конце концов, денежки теряете вы. В основном наиболее уязвимыми оказываются компании с малым или средним бюджетом. "Монстры" чувствуют себя лучше - им уважение и почет, первая очередь в размещении и лучшие бонусы. И зачастую их проблема, скорее, куда потратить деньги, потому что: • в сутках всего 24 часа, и существует закон, ограничивающий рекламное время (что-то здесь неправильно в этих сутках…); Поэтому описываемые ниже сценарии конфликтов на почве медиаразмещения будут, скорее, касаться заказчиков со средними и малыми бюджетами. Сценариев здесь меньше, чем в ситуации с креативом. Сценарий первый. "Канарейку за копейку…" Заказчику всегда мало, а нужно много. И когда мало денег, естественно, есть соблазн разместить побольше и подешевле. Соответственно для увеличения количества повторов размещаемся в нерейтинговых программах, глубокой ночью, ранним утром и "в рабочий полдень". А дешево хорошо не бывает. И вот удивленный отсутствием бурного роста продаж заказчик бежит к агентству и задает сакраментальный вопрос: "Почему?" Ответ до боли прост: повторов много, а GRP где? Что делать. В таких ситуациях задача агентства донести до заказчика опасность данной политики. Правда, если все это было идеей агентства, то с таким агентством следует сразу прекращать работу. Сценарий второй. "Без вести пропавший" Что делать. В случае появления возможности спонсирования чего-нибудь эдакого задача агентства - порадоваться вместе с нами, а заодно и проверить, сколько еще спонсоров у этого эдакого. У агентства должна быть возможность получить такую информацию. Если оно эту информацию получить не в состоянии, это причина для конфликта и повод задуматься, а нужно ли вам такое агентство. Тесная работа заказчик-агентство в проекте по спонсированию какого-то события жизненно необходима и финансово очень оправданна. Ведь одно дело пропасть ни за что, а совсем другое - пропасть за большие деньги. Сценарий третий. "Мы пойдем другим путем" Что делать. Прежде чем принимать решение о product placement, вы можете сделать не так уж много: необходимо заранее (чем раньше, тем лучше) получить информацию о возможности product placement (работа агентства является особенно важной на этом этапе), выяснить, о чем фильм, сериал, книга, кто герои фильма, сериала, книги, как вписаться туда со своим продуктом, а потом… верить в свою прозорливость и везение. А что еще делать? То, что реклама - двигатель торговли, знают все. Это не подвергалось сомнению даже в Советском Союзе. Даешь рекламу - продаешь больше, не даешь рекламу - продаешь меньше. Это как теорема Ферма. Все знают, что все верно, но доказать никто не может. А всем хочется. И тот будет великий человек, который сможет все рекламные переменные свести в одно уравнение и получить доказуемый, достоверный результат. И имя его будет внесено в анналы рекламы, и поставят ему памятник. И, я думаю, это будет единственный случай, когда рекламисты и заказчики договорятся с первого раза. Критерии выбора агентства Все, что я напишу ниже о критериях отбора рекламного агентства, давно известно всем. И вряд ли я удивлю кого-то неожиданным откровением. Но, с моей точки зрения, эти критерии работают, и поэтому стоит их придерживаться. Итак, агентство следует выбирать за: Знания и опыт в нужной вам области или за большую заинтересованность в приобретении таких знаний. Не надо бояться "неопытного" в вашей области агентства (при наличии всех остальных "правильных" показателей), так как иногда свежий взгляд может дать неожиданные ходы и решения, о которых вы не думали, двигаясь по привычным схемам. Энтузиазм - агентство должно демонстрировать схожий с вашим энтузиазм в деле повышения продаж и т.п. (что, безусловно, разумно с их стороны, так как повышение ваших про- даж зачастую означает повышение рекламных бюджетов). Проще и приятнее работать с единомышленниками, это известный закон, не я его придумала. Внимательность к заказчику, уважение знаний и опыта заказчика - если на первых встречах агентство самозабвенно слушает самого себя, упиваясь звуками своего голоса, силой своих аргументов, и дает вам понять, что единственная ожидаемая от вас реакция это "браво, браво, бис", не работайте с таким агентством, вы ему малоинтересны, оно вас никогда не услышит. Креативность - уже на этапе тендера задача агентства удивить вас своей креативностью. И даже если идея не проходит в силу специфики вашего бизнеса, главное, чтобы идея была. Интерес к своему делу - я понимаю, что это звучит странновато, вроде если работают в этой области, то ею уж наверняка интересуются. Но ведь можно по накатанной двигаться, используя стандартные заходы, а можно непрерывно отслеживать все новое, что происходит, может произойти или только думает, происходить ли ему на рынке рекламных технологий. Это очень важно, потому что такая заинтересованность агентства может обеспечить заказчику тактическое (а если повезет, то и стратегическое) преимущество перед конкурентом. Финансовая открытость и честность - агентство должно быть в состоянии просчитать, во сколько вам обойдется тот или иной проект, размещение и т.д. И если по окончании проекта стоимость колеблется в пределах 10-15% в ту или иную сторону, это нормально. Но если в начале агентство заявляет, что оно "не может просчитать, потому что возможны варианты", а в конце вырванный из их горла начальный бюджет увеличивается в разы, "потому что изначально многое оказалось не учтено", с таким агентством не стоит работать. И это ясно уже на начальном этапе, когда в качестве аргумента выдвигалось "возможны варианты". И последнее - "химия". Да, следует признать, что и это тоже влияет на выбор. Бывает, что и тем хорош, и этим вроде не плох, а нет контакта. Попытка чисто интеллектуального сотрудничества в таком эмоциональном бизнесе, как реклама, обречена на провал. Так что да здравствует химия человеческих отношений. Главное, чтобы "химическая реакция" не привела к последующей слепоте, но это уже задача заказчика. dv-reclama.ru
|